|
|
Современные условия жизни российского общества с
непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками и многочисленными
стрессовыми ситуациями формируют обстановку, в которой задача сохранения и
сбережения здоровья обучающихся в системе школьного образования становится
приоритетной. Поэтому программа по лечебной физической культуре (далее —
ЛФК) может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной
программы школы.
Цели и задачи программы
Цели ЛФК:
— коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей;
— профилактика вторичных изменений при определенных соматических
заболеваниях;
— стабилизация функциональных систем организма;
— повышение адаптированности организма к неблагоприятным условиям жизни.
Для достижения этих целей в программе выделены следующие задачи:
— обучение школьников приемам самоконтроля и элементам закаливания
организма;
— освоение учащимися техники рационального дыхания;
— обучение школьников корригирующим упражнениям;
— повышение физической и умственной работоспособности учеников средствами
ЛФК;
— воспитание сознательного отношения к занятиям лечебной физической
культурой и внедрение ее в повседневный режим.
Организация и контроль учебного процесса
Комплектование групп ЛФК осуществляется с учетом возраста учащихся,
показателей их физической готовности, функционального состояния и степени
выраженности патологического процесса. Группы комплектуются в размере 4-6
человек. Курс включает в себя 15–20 занятий, которые проводятся два раза в
год с перерывом в 2–2,5 месяца.
Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены
индивидуальные занятия. Они представляют собой курс, состоящий из 20–25
занятий, который проводится два раза в год с перерывом в 2–2,5 месяца.
Занятие ЛФК включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап проводится в виде тестирования. По его итогам
педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.
2. Основной этап включает в себя:
— упражнения по совершенствованию дыхания;
— Общеразвивающие упражнения (ОРУ);
— корригирующие упражнения;
— тренировки мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем с
индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.
3. Заключительный этап, в ходе которого осуществляется дальнейшее
совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных
комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего
занятия, даются рекомендации для самостоятельных занятий.
Оценка функционального состояния организма учащихся проводится с
использованием следующих тестовых упражнений.
1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяется
функциональной пробой, состоящей из двадцати приседаний.
2. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания определяется
задержкой дыхания на предельно возможное время.
3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью
сохранять равновесие в положении «стоя на одной ноге, руки в стороны,
глаза закрыты» (упражнение «цапля»). При этом любое движение считается
потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.
4. Оценка силы мышц-сгибателей туловища определяется количеством подъемов
ног за 10 секунд в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до
угла 45° и опускаются до касания ковра.
5. Оценка силы мышц-разгибателей туловища определяется временем,
проведенным испытуемым в положении «лежа на животе, руки вытянуты вперед».
Руки и грудь не касаются ковра, поясницу необходимо прогнуть, ноги также
не касаются ковра (упражнение «лодочка»).
6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется количеством
сгибаний рук в упоре лежа за 10 секунд.
7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в
сантиметрах в упражнении «складка». Испытуемый делает глубокий наклон в
положении «сидя на полу, ноги на ширине плеч», руками касаясь
сантиметровой ленты.
|